> Музыкальный руководитель

246017, г.Гомель, пр.Победы, 21б, тел. +375232718763, E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Время работы: 07.30-18.00 

Уважаемые родители! Просим Вас не забывать оплачивать за питание ребенка до 25 числа каждого месяца, а так же за образовательные услуги на платной основе.Спасибо.  Внимание, родители! В дошкольном учреждении работает группа утреннего досмотра детей с 07-00 на платной основе,"Материнская школа",група адаптации

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РЕЧЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОТОТИП МУЗЫКИ

               Влияние музыки на человеческую психику объясняется целым рядом факторов, хотя многое в этой области остаётся ещё непознанным и не доказанным.

               Несомненно, одной из причин восприимчивости человека к музыке является её родство с такой определяющей человеческую психику реальностью, как речь. Речь – важнейшая из знаковых видов деятельности человека. Музыка также является знаковой или семиотической деятельностью.

               Музыкальное искусство – продукт культуры и важнейшая составная часть культурного багажа человечества. Пути, которыми человек идёт к освоению музыки, тесно переплетаются с исторически выработанными операциями человеческого сознания по освоению культурных богатств. И первым в ряду этих операций стоит превращение орудия в знак, которое Л.С.Выготский считал важнейшим шагом в развитии психики. В современной науке часто рассматривают разные виды знаковой деятельности в одном ряду под названием «symbolicskills», разумея под ними такие виды деятельности, как речевая, графическая, музыкальная и математическая. Все они объединены наличием означаемого, к которому тем или иным путём отсылает означающее – дискретная последовательность слов, звуков, математических символов или пространственных изображений. Виды деятельности, продукты которых содержат план содержания и план выражения, могут быть названы также семиотическими. Таким образом, музыка – семиотическая деятельность.

               Человеческая речь вполне могла бы быть психологическим прототипом музыки, равно как и всех остальных семиотических систем. Общие закономерности объединяют музыкальное и речевое восприятие.

                Психологическое родство музыки и речи подтверждается также близостью онтогенетических и филогенетических процессов, связанных с функционированием музыки в древнейших обществах и в развитии детского интеллекта. «Наблюдение за онтогенетическим развитием наглядно показывает, что первооснова и речи и музыки – интонирование. Прежде всего ребёнок усваивает значение интонации как средоточия волевых, аффективных намерений окружающих, и через интонацию он выражает свои пока ещё немые чувства и желания. Так получает подтверждение мнение об особом интимном характере музыкального искусства, связанном с глубинами человеческого существа» (Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. М., 1997.).

Английский исследователь Р.Шутер сообщает, что у музыкально одарённых детей первые попытки общения с окружающим миром связаны не с лепетом, а с пением. Пение выступает для них в функции речи.

                 «В рамках древнейших форм музицирования совершался путь семантизации музыкального языка – от напева, связанного с поэтическим словом и ритуальным действом, к образованию «обратной» связи напева с подразумеваемым словом и действием. Таким образом, сам процесс образования знаков в речи и в музыке происходит сходным путём: ситуация деятельности рождала знаки, с ней связанные, а затем сами знаки напоминали о ней. Естественно, что при этом характер связи знака с породившей его ситуацией был в речи более определённым и однозначным, а в музыке – более свободным, опирающимся на воображение и сопереживание. Здесь мы можем полноправно говорить о «музыкальном языке» и о «музыкальной речи».

               Ещё одно доказательство родства речи и музыки заключается в том, что основополагающие процессы музыкального мышления – звукосмысловое свёртывание и звукосмысловое развёртывание – носят речемыслительный характер. Эти процессы работают на музыкальном материале. Психологической опорой этих операций служат способность к селекции и способность к комбинации (анализ и синтез). Первый из них опирается на закономерности внутренней речи (свёрнутое общение, закодированная переданная информация, хранящаяся в сознании), второй проявляется в умении составлять последовательность языковых элементов согласно определённой логике.

                 Взаимосвязь музыки и речи находит опору также и в физиологии человека, строении его органов и мозга.

                 Это подтверждает обращённость и речи, и музыки к одному и тому же органу чувств – слуху; использование голоса как общего «инструмента» речи и пения; общие зоны в мозге. Интонация, ритм, громкость, высота – всё это характеристики как речи, так и музыки.

                 Заключения же, которое можно сделать из нейропсихологической литературы, таковы: музыкальная деятельность, как и языковая, рассредоточена в разных областях мозга. Многие эксперименты подтверждают глубокую связь на нейропсихологическом уровне между левополушарным мышлением, природа которого восходит к языковым процессам, и музыкально-творческой деятельностью.

                 Всё это позволяет говорить о том, что музыка и речь – взаимно влияющие друг на друга субстанции. И механизмы их взаимодействия с успехом можно использовать в работе с детьми по развитию у них речи, а также музыкально-творческих способностей.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Очень часто возникает ситуация, когда ребенок умеет читать, писать, но оказывается интеллектуально совсем не готовым к обучению в школе. Всё дело в том, что интеллектуальная готовность предполагает, прежде всего, развитие познавательных процессов и наличие кругозора. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, мышление, память, речь, воображение. К тому же ребенок должен уметь обобщать, сравнивать предметы, выделять существенные признаки, делать выводы. Простым и в тоже время эффективным средством развития вышеперечисленных способностей является музыка.

В.А. Сухомлинский утверждал, что музыка – могучий источник мысли, без музыкального воспитания не может состояться полноценное умственное развитие ребенка. Благотворное влияние музыки на общее развитие человека известно еще с древности. Пифагор утверждал, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею». Исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают, что музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает работоспособность и умственную активность.

Остановимся подробнее на видах музыкальной деятельности и их влиянии на интеллектуальное развитие ребенка.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, ее красоте. А речь, как известно, является материальной основой мышления. Заучивание текстов совершенствует память. Благодаря разнообразной тематике песен, развиваются познавательные способности. Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения.

В музыкально-ритмической деятельности ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает произведение. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Кроме того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Важно и то, что, нормализуя мышечный тонус, танцы улучшают взаимодействие между полушариями мозга. Благодаря этому стимулируется развитие таких психических процессов как восприятие, внимание, память и мышление

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«ПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ»

 Автор-составитель:

                              Музыкальный руководитель я/с № 49

                                Высшей квалификационной категории

                                                   Зелёная Н.П.

Отдел образования спорта и туризма

Администрации железнодорожного района

Государственное учреждение образования «Я/с № 49» г. Гомеля

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«ГАРМОНИЯ ИГРЫ И МУЗЫКИ»

Автор-составитель:

                              Музыкальный руководитель я/с № 49

                               Высшей квалификационной категории

                                                        Зелёная Н.П.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«ДЕТИ  + МУЗЫКА»

 

 Автор-составитель:

 

                              Музыкальный руководитель я/с № 49

 

                                Высшей квалификационной категории

 

                                                                                                Зелёная Н.П.

Опрос

Нравится ли вам наш сайт?

ДА - 82.3%
НЕТ - 17.7%

Total votes: 62
The poll has expired
Refresh results